.
|
Традиционно считается, что в более или менее современном виде театр появился лишь в Древней Греции. То же самое относят и к драме. Но последние материалы исследований египтологов позволяют утверждать, что похожие на них литературные произведения впервые были созданы в стране пирамид.
Критерии французского исследователя Дриотона, перечислявшего характерные признаки драмы, вполне применимы к ним. Так, им обращалось внимание, что в драматическом тексте присутствуют сценические указания. Этот признак хорошо прослеживается.
Скажем, Рамессейский папирус после любого высказывания включает минимум две ремарки. Первая из них указывает имя нужного бога, или необходимое действие, вторая – определяет земное подобие предметов и богов из первой, а третья, если таковая есть, определяет место события, действие либо свидетеля события.
Есть как целостные древнеегипетские драмы, так и цитируемые их отрывки (в других текстах. Рамессейский драматический папирус – единственный в своём роде, без изменений сохранившийся поныне. Тема данного текста точно не определена. Кто-то считает его описанием коронации Сенусерта Первого, иные авторы предполагают, что первоначальный текст безо всякой мифологии была испорчен ошибками переписчиков. Есть и версия, что имеется в виду праздник коронации вообще.
В любом случае, фундаментальный принцип, доносящийся с Рамессейского папируса – правильные ритуалы могут подтвердить или сделать легитимным божественное происхождение фараонской власти, прибавить ей авторитета. Как и всё, связанное с царской властью, это было призвано гарантировать процветание всей страны в целом.
Сюжеты всех древнеегипетских драм мифологические, точнее даже – вариации стержневого мифа об Осирисе и Хоре, который излагался писцами в разном ключе, смотря по основной теме произведения. Так, для коронации новый фараон отождествлялся с Хором, прежний же, погибший – с Осирисом. Само повествование строится как культовое мероприятие, участники именуются земными названиями, как и неодушевлённые предметы. Потом вводный фрагмент объясняет, что чьим религиозным символом является. Потом – речи богов. Сцены все однотипны, боги говорят как будто заклинаниями, понятными разве что жрецам и знающим «программу» участникам действия. Исполнителями могли оказаться лишь фараон, его семья, жрецы, иногда придворные и более никто.
.